Кельтская культура сейчас очень популярна, на волне всяких Риверденсов и прочих Майклов Флетли. А на территории Бретани когда-то ведь жили всамделишные кельты. Ну и, признаюсь честно, на создание этой писанины меня частично подтолкнул тот факт, что один человек (нет, не угадали, он жив, здоров и не сидит на цепи у меня в подвале), увидев словосочетание "бретонские танцы", подумал про небезызвестные Древние Манускрипты.
Бретань - самая западная провинция Франции, куда в Средневековье наведались бритты и назвали полуостров Бретанью [Brittany (англ.), Bretagne (фр.), Breizh (бре.)], т. е. землёй бриттов. Бретонские народные танцы зародились в сельской местности, но затем стали популярны и в небольших городках. После тяжёлого рабочего дня провинциальные жители собирались в просторном амбаре или на открытом воздухе с одной целью - отдохнуть. Выпить сидра, перекусить пирогами или ещё какой вкуснятиной и, конечно, потанцевать. Такие "посиделки" получили название fest-noz - "ночной праздник". Фест-ноз начинается вечером и может длиться до глубокой ночи или даже до самого утра.
читать дальшеВ отличие от своих более консервативных кельтских собратьев - ирландских и шотландских танцев - бретонские смело заимствовали что-то здесь, что-то там. Да и друг у друга они не прочь что-нибудь потащить - нередко, танцы привозились из одной исторической области в другую и там подвергались каким-либо изменениям. Некоторые танцы имели не две и даже не три модификации, например, известны целых восемь модификаций одного из самых древних танцев - Rond Pagan. То же, кстати, касается и бретонской музыки - в ней чувствуется влияние европейской культуры. Однако, есть в музыке Бретани кое-что совершенно особенное - кан а дискан (kan ha diskan). Это специфичная манера народного пения, заключающаяся в том, что куплет начинает один певец (kan), а буквально на середине строки его подхватывает другой (diskan). Начинающий всегда один, "на подхвате" не больше двух, или же начинающему отвечает целый хор танцующих. В сочетании с традиционными бретонскими инструментами, бомбардой и биню, kan ha diskan звучит просто потрясающе. Однако танцоры могут обойтись и без музыки, kan ha diskan способен её заменить. Кстати, о музыке. Как я уже говорил, бретонцы не чураются заимствований, поэтому бретонские музыканты активно используют и другие музыкальные инструменты, в том числе и электронные.
Знакомство с бретонскими танцами, на мой взгляд, лучше начинать с простых цепочек. Что есть бретонская цепочка? Это вереница людей, держащихся за руки. Количество танцоров не ограничено, и иногда одновременно танцевать может больше сотни человек. Одни из самых простых тенцев-цепочек - An Dro (Ан Дро) и Hanter Dro (Антр Дро). Шаг очень простой, музыка размеренная. Вполне себе "отдыхательные" танцы, можно и помедитировать, закрыв глаза, и вволю поболтать с соседом о погоде и видах на урожай. Кстати, о своём повышающемся уровне владения бретонскими танцами можно судить как раз по способности вести непринуждённую беседу, не отрываясь тем временем от танца. Таки прошу пардону, но видео вставлять в пост не стал, ограничившись ссылками на ютуб, ибо их дофига, страница грузилась бы неимоверно
An Dro
Hanter Dro
Вариация An Dro - An Dro Du Bono
Кстати, любопытный факт: необычный хват, характерный для Ан Дро и некоторых других танцев - за мизинцы - обусловлен тем, что священники считали близкий телесный контакт греховными, и чтобы танцевать не запретили вообще, приходилось выкручиваться. Вот и держались за мизинчики. Так что, если вдруг захочется съездить потанцевать в Бретань, надо качать мизинцы, а то после первого же фест-ноза без них и останешься - говорят, местные бабушки настолько суровы, что способны пальцами подковы гнуть.
Так же, хотелось бы отметить An Dro Retourne и Klamm. Это, можно сказать, не модификации, а уже отдельные танцы, во многом похожие на классические An Dro и Hanter Dro. В первом случае, An Dro превращается в круг и к танцу добавляются проходки, хлопки в ладоши и прочие прелести. А Klamm от Hanter Dro отличается наличием лишней доли, в которую танцорам необходимо присесть и выкрикнуть "кламм!". Со стороны, конечно, может выглядеть глуповато, но тут главное - втянуться
An Dro Retourne
Klamm
А если Ан Дро и Антр Дро объединить, получится новый танец - Tricot (трикот)
Гавоты были привезены в Бретань из Франции середине XIX века. Наибольшую популярность имеют в Корнуайе, что в Нижней Бретани (т.е. в западной части провинции). Гавот - это танец на восемь счётов. Разные гавоты включают разные элементы, вроде перекрёстного шага, прыжков, притоптывания и подбивок. Однако все они всегда имеют общий элемент - переступ левой-правой-левой (или правой-левой-правой) ногой. Этот переступ выполняется на счёт 3-4, 4-5 или 5-6, поэтому гавоты для краткости иногда называют просто "гавот 3-4" или "гавот 5-6". Gavotte Montagne - самый простой и незамысловатый гавот. Тем не менее, в Бретани есть настоящие его фанаты - как ещё объяснить регулярно проводимый фестиваль гавота Монтань? То есть, собираются люди и целую ночь танцуют один танец.
Gavotte Montagne
Не менее популярный, чем Монтань, гавот носит трудно читаемое название kost ar c'hoat (костарват). Модификаций у него, как и у Rond Pagan, предостаточно, встречаются как отдыхательные, так и очень энергичные версии.
Kost ar c'hoat
Помимо гавотов, в Бретани есть множество цепочек, которые не имеют общего признака для того, чтобы быть объединёнными в "семью". Например, Dans Leon. О происхождении этого танца есть красивая легенда. Якобы, этот танец является своеобразными смотринами для молодых людей и девушек. Девушки демонстрируют свою шаль, накинутую на плечи, и ножку в изящной туфельке, показывая свою красоту, а кавалеры интенсивно скачут, чтобы был слышен радостный звон монет в их кошельках. Такие дела.
Dans Léon
В качестве ближайшего родственника Данс Леон выступает Dans Kef. В принципе, это "мужская" партия Данс Леон, только смещённая на пару движений.
Dans Kef
Rond, он же ронд, он же круг. Вид танцев, наиболее популярный в Верхней Бретани (и немножечко в Нижней). Бывает всякий-разный - быстрый, отдыхательный, однообразный, с наворотами. Пожалуй, заострю внимание на Rond de Moléne. Этот танец появился на острове Молен и рассказывает о храбрых капитанах судов, которые ходят в окрестностях этого острова.
Rond de Moléne
Ещё несколько рондов - rond de sautron, rond de Saint Vincent и rond pagan.
Ridée (ридэ) - тоже круговой танец. Происходит из исторической области Ван и интересно тем, что тут рукам уделяется гораздо больше внимания, движения энергичные и куда более замысловатые, чем движения ног. Собственно, ридэ иногда называют "танцем рук". Ридэ бывают на 6, 7 или 8 счётов. Однако есть и комбинации, придуманные заскучавшими бретонцами - например, ридэ на 6 и 7 счётов, т. е. танцуется куплет на шесть, потом на семь, затем снова на шесть. А вашему покорному слуге как-то довелось учить и танцевать ридэ на 6-7-6-7-8-8 - ощущения были незабываемые.
Ridée 6 temps
Среди круговых танцев, не принадлежащих к семейству rond можно выделить Cercle Circassien или черкесскую круговую. Этот танец известен не только в Бретани, но и, с некоторыми изменениями, и в Шотландии, Скандинавии, Литве и, наверное, много где ещё. Где он изначально появился, неизвестно.
Cercle Circassien
И ещё несколько круговых танцев: Pachpi, Marachine и La veuze
Avant-deux (авандо) - популярные в Верхней Бретани (то есть, половина танцев оттуда - именно авандо) групповые танцы, являющиеся вариацией на тему французких кадрилей. Появились в XIX веке. Танцуются двумя стоящими друг напротив друга парами, иногда особым шагом, но зачастую просто пешком. Главным отличием от остальных бретонских танцев является то, что у авандо нет вступления - музыкант выкрикивает "En avant-deux!", начинает играть музыка и танцоры пускаются в пляс.
Avant-deux de st just
Avant-deux des travers
Avant deux du petit bonhomme
Усложнённая версия avant-deux - avant-quatre (аванкатр), тут уж надо соображать на восьмерых.
Avant-quatre du Tregor
Сама идея парных гавотов пришла в Бретань из Парижа в конце XIX - начале XX веков, где, в среде буржуазии, имели тогда популярность парные танцы dans de salone. Танцуются в кортеже, то есть, пары становятся в затылок друг другу, в круг. В Корнуайе существует особый "подвид" парных гавотов - gavotte d'honneur (почётных гавотов), которые танцуют на свадьбах.
Gavotte d'Honneur Plougastel
Gavotte d'honneur Glazik
Очень похожий по шагам (только тут танцуют не вбок, а вперёд) на Монтань парный Gavotte de Lannilis
Говоря о парных танцах, нельзя не вспомнить один из самых популярных - Scottish (скоттиш). Вот знаете анекдоты из серии "Сахар лежит в банке от кофе, на которой написано Соль"? Тут примерно та же ситуация. Танец придуман в Германии и показывает представление немцев о том, как танцуют в Шотландии, но большую популярность скоттиши приобрёл в Бретани. Написано очень много музыки для этого весёлого и живого танца, но, если захочется, он прекрасно ложится и на ирландский хорнпайп. Танец состоит из основной части, которую, собственно, и называют скоттишом, и фигур. Порядок фигур абсолютно не важен, можно чередовать, можно упорно выводить одну и ту же - тут всё зависит от желания танцующих.
Scottish
Бретонская мазурка хоть и проще одноимённого европейского бального танца, но не лишена некоторого очарования. Чаще всего, ритм танца достоточно быстрый, но бывают и медленные мазурки. Как и в скоттише, состоит из основа танца, "тела", и фигур. Опять же, фигурами частенько пренебрегают, танцуя исключительно "тело". Вот и получается такой "танец-обнимашка", который хочется танцевать, и танцевать, и танцевать.
Mazurka
Танец Galop Nantais (нантский галоп) уже своим названием сообщает, что придётся поскакать. Танцуют его обычно в кругу, котрежем. Но, как говорится, in Soviet Russia его танцуют только так:
Galop Nantais
Бретонские танцы бывают и на троих человек. Пока что могу хоть что-то рассказать только о двух. Первый - это Cochinchine (кошиншин). Он тоже заимствован, откуда-то из Западной Европы, точно мне не известно. Состав участников не важен - могут быть два кавалера и одна дама, либо две дамы и один кавалер. Главное, чтобы ведущий знал, куда вести.
Cochinchine
Другой танец на троих - это Mazurka de clisson.
Объединять несколько танцев, характерных для определённой местности, придумали в Корнуайе. Такие явление стали называть suite (сюита). Сюита обычно состоит из трёх-четырёх частей. Первая и третья - основные, причём, иногда мало чем отличаются, вторая часть - bal (бал), отыхательная, с проходками в кругу или кортеже, а четвёртая, простите мне мой клатчский, - жабадао. Последнее - сравнительно недавнее нововведение, поэтому присутствует не во всех сюитах.
Suite de Loudéac
Suite des Montagnes
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать о бретонских танцах. Точнее, хотелось бы и побольше, но это пока всё, что я знаю. Ну, может быть, удастся когда-нибудь что-нибудь накопать, а пока, на этом я закончу. Хотелось бы предупредить, что я лишь систематизировал знания, которые я получил от своих учителей и не претендую на авторство.
Таки теперь это будет и здесь
Кельтская культура сейчас очень популярна, на волне всяких Риверденсов и прочих Майклов Флетли. А на территории Бретани когда-то ведь жили всамделишные кельты. Ну и, признаюсь честно, на создание этой писанины меня частично подтолкнул тот факт, что один человек (нет, не угадали, он жив, здоров и не сидит на цепи у меня в подвале), увидев словосочетание "бретонские танцы", подумал про небезызвестные Древние Манускрипты.
Бретань - самая западная провинция Франции, куда в Средневековье наведались бритты и назвали полуостров Бретанью [Brittany (англ.), Bretagne (фр.), Breizh (бре.)], т. е. землёй бриттов. Бретонские народные танцы зародились в сельской местности, но затем стали популярны и в небольших городках. После тяжёлого рабочего дня провинциальные жители собирались в просторном амбаре или на открытом воздухе с одной целью - отдохнуть. Выпить сидра, перекусить пирогами или ещё какой вкуснятиной и, конечно, потанцевать. Такие "посиделки" получили название fest-noz - "ночной праздник". Фест-ноз начинается вечером и может длиться до глубокой ночи или даже до самого утра.
читать дальше
Бретань - самая западная провинция Франции, куда в Средневековье наведались бритты и назвали полуостров Бретанью [Brittany (англ.), Bretagne (фр.), Breizh (бре.)], т. е. землёй бриттов. Бретонские народные танцы зародились в сельской местности, но затем стали популярны и в небольших городках. После тяжёлого рабочего дня провинциальные жители собирались в просторном амбаре или на открытом воздухе с одной целью - отдохнуть. Выпить сидра, перекусить пирогами или ещё какой вкуснятиной и, конечно, потанцевать. Такие "посиделки" получили название fest-noz - "ночной праздник". Фест-ноз начинается вечером и может длиться до глубокой ночи или даже до самого утра.
читать дальше