Что-то не получается часто писать, мдэ. Днявочка медленно погружается в пучину унылого молчания, а я и не знаю, как оттуда её вытащить. Писать-то особо не о чем. Ну, я теперь в демо-группе на наших потанцульках, я начинаю ненавидеть свою нынешнюю работу, я открыл-таки для себя настольные ролёвки.

Собственно, о последнем. Я тащусь от Лавкрафта. Знаю, что местами он писал так себе, впихивая в повествование циклопические, необъятные, монструозные описания, толком ничего не описывающие. Но атмосфера и зоопарк у него впечатляющие. После него, Мифос дополнили (и дополняют) далеко не один аспект или тварюшка. Собственно, есть такая ролевая система, называется она Gunshoe. На её основе создали игру Trail of Cthulhu, сочетающую в себе жанры ужасов и мистического детектива. В игре есть профессии, которые часто встречаются в произведениях Лавкрафта и последователей - профессор, писатель, полицейский и т. д. Игрокам необходимо обнаружить всю цепочку улик, ведущих к затаившемуся ужасу. Которым может быть и безумный учёный, и многочисленный культ, и ещё кто-нибудь. Или же какая-нибудь заблудшая тентаклевая хреновина (или хреновины) поменьше - йитинец, Ми-Го, упырь. Искать улики помогают так называемые исследовательские навыки, набор которых во многом зависит от профессии персонажа. Это могут быть самые разные науки, вроде истории, физики или даже языков; навыки общения, вроде лести, запугивания и допроса; прикладные - взлом, естествознание. Мастер продумывает, какими способами можно найти ту или иную улику и подбрасывает сыщикам задачку за задачкой. Сделать так, чтобы игроки улику не получили, мастер не может - игра просто перестаёт двигаться с места. Куда веселее позволить это сделать, но потихоньку сводить сыщиков с ума видениями, заставляя часто прокидывать самообладание. Прокидывать что-то, кстати, нужно постоянно, но всего одним d6 - просто и не напрягает. То или иное божество Мифоса можно интерпретировать как угодно, в рулбуке приведено несколько Древних, описанных несколькими разными способами. Фантазируй - не хочу. Можно своего Древнего придумать, конечно же. В этой игре вообще можно додумать много чего - своих Древних, свои книги (куда же в лавкрафтовском приключении без Откровений Глааки или хотя бы Некрономикона?), свои культы. Именно такой подход мне и нравится - есть нечто, вполне чётко описанное, но его можно изменять под себя, дополнять или вообще убрать что-то. Конечно, пока что я делаю первые шаги, и в игре порой возникают неловкие паузы, когда сыщики не понимают, чего я от них хочу. Но совершенствоваться никто не мешает же. Я, пожалуй, даже внёс бы в систему что-то своё - книжицу какую, зверушку или чего ещё. Благо, материалов уйма и подопытные кролики в наличии.

У нас даже локализовали основной рулбук, но почему-то (хотя, мы знаем почему, потому что деньги) в двух частях. Из-за этого возникли некоторые трудности с определением взаимоотношений наших тентаклевых друзей.
Первый опыт вождения был под новый год, я всех щадил, боёвки почти не было. Я решил, что сыщики будут противостоять Йог-Сототу. Его культ желает пробуждения господина, поэтому находит художника-авангардиста, снабжает его материалами, помещением и особой травой, под которой он творит. Из-за этого, произведения искусства получались с сУрпризом - истончали грань между иными мирами. От этого посетители выставки одним глазком заглядывали за грань нашего мира, где их нередко поджидали Гончие Тиндалоса, которых я сделал приспешниками Йогги. Да, неканон, я знаю. Но надо ж было как-то это увязать. Гончие ловили любителей искусства и волокли Йогги на обед. Партия, состоящая из ФБРщика, археолога, дилетанта и монахини, начала отжигать с самого начала. Дилетант подходит к одной из скульптур, ловит видение и не прокидывает самообладание. Археолог делает тоже самое. ФБРщик, беря кубик, видимо, для проверки самообладания, обращается ко мне: "Мне тоже нужно подойти, да?". Монахиня: "Эм, господа, давайте не будем вести себя как русские!". Далее, в мастерской сыщики находят немного веществ художника и... тут же решают их на себе испытать. Сказать, что я офигел, значит, ничего не сказать. Но игроки справились. Поймали художника, допросили с пристрастием, обезвредили парочку культистов и грохнули главного.

Во второй раз получилось так, что драться сыщикам пришлось много, в ущерб детективной составляющей. На юге Шварцвальда свирепствует культ Шаб-Ниггурата, похищая и принося в жертву людей. Сыщики ловили его последователей, которые тут же отправлялись суровыми местными жителями на костёр. В конце приключения забросали церемонию культа динамитными шашками и грохнули только что вызванную Тёмную Молодь. Не могу не отметить одного из персонажей - пьющего писателя, который начал пить горькую ещё до того, как взялся за перо. Тогда, ещё будучи врачом, он не смог остановить эпидемию какой-то болезни и решил, что он хреновый доктор. Отсюда и систематическое пьянство. Писатель два раза проваливал бросок на попадание большим стулом по большому противнику в маленькой комнате. Когда на третий раз он всё-таки попал, остальная партия разразилась аплодисментами и улюлюканьем. Другой персонаж был интересен тем, что был единственным женского полу в этой компании. В деревенской гостинице было три свободных двухместных комнаты, поэтому партия долго решала, с кем несчастная девушка разделит жилплощадь. В итоге решили, что с журналистом - пронырливым типом, не гнушающимся воровства и взлома. Игрок, отыгрывая журналиста, говорит: "Так вот, я захожу в комнату, раздеваюсь, ложусь в постель... и слышу голос из темноты "Ну маладой человек!"".

Третье приключение - в солнечной Бирме. Игроки потом жаловались, что им надоедало бродить по джунглям и слышать от местных одно и то же - это место проклято, все здесь живущие прокляты, бзысходнсть и тлен. То ли я не очень хорошо передал характеры туземцев, то ли игроки зажрались. Племя Чо-Чо издавна стережёт и поклоняется Ллойгору, поселившемуся в развалинах. Конечно же, ему не понравилось соседство с людьми, и он немного их потрепал. "Бонусом" была воронка от удара Ллойгора, где образовалось озерцо, из которого местные неосмотрительно стали брать воду и от этого потихоньку хиреть. Покопавшись, сыщики разобрались, в чём дело, и смастерили ультразвуковую пушку, которая "выбрасывала" Ллойгора из неуязвимого нематериального состояния в материальное. Да, это моя отсебятина. Но щито поделать, надо же было как-то устранить тварюшку, которую так хотелось включить в сюжет.

Последний опыт вождения, был, на мой взгляд, самым мутным. Корень проблемы, видимо, был в том, что я решил существенно ограничить пространство сыщиком - по задумке, действие должно было происходить в мэрии в небольшом городке под Бостоном. В городке обитали два культа - Тсаттогуа и Хастура. Первый не слишком дружит с Шаб-Ниггурат, которая является супругом второго. Ну и на этой почве и возникли разногласия. Мэр, который одновременно являлся и лидером культа Хастура, заманил неприятеля и несколько левых людей на приём по случаю праздника, после которого собирался всех их принести в жертву батьке. Так вот, игроки бросились спасать людей традиционными методами, типа имитации пожара и прочих ЧП, вместо того, чтобы рыть носом землю вокруг всякой загадошной фигни, которую я подбрасывал. Пожалуй, тут был мой в промах в том, что я толком не объяснил игромеханики - найти того, кто за всем стоит, и этим спасти невинных. Ну и ограничение пространства тоже фейл.

В общем, это я к чему - как бы прокачаться так, чтобы не было те той степи, куда могло бы унести игроков. Вот пишу очередной сценарий, пишу его подробно и обдумываю каждый, на мой взгляд, спорный момент. Но вот, блин, чую - наверняка всё-таки придётся судорожно придумывать что-то на ходу, чтобы повернуть активность сыщиков в нужное русло. И представлять себя на месте сыщика не помогает, лол.
Атмосферная картинко с сайта издателя